

«ГосЛог» и единый реестр перевозчиков: кого коснется и к чему готовиться
Последние два года государство стремится вывести логистику из тени, придать ей прозрачность. Особое внимание уделяют цифровизации отрасли. Один из ключевых проектов в этом направлении — единый реестр грузоперевозчиков, который будет работать в рамках системы «ГосЛог».
Разбираемся по пунктам, что представляет собой этот проект, когда его планируют запустить и как это повлияет на рынок.
1. Что известно о едином реестре?
В июле 2024 года Государственная Дума утвердила законопроект о создании реестра грузоперевозчиков — пока в первом чтении. Изначально запустить его планировали с 1 марта 2025 года, но, судя по всему, сроки сдвинулись. По всей видимости, реестр с полной информацией о каждой транспортной компании и всех перевозках внутри страны стоит ожидать в 2026 году.
Сразу оговоримся — реестр должен коснуться только тех перевозчиков, которые осуществляют коммерческие перевозки на автомобилях массой более 3,5 тонн (как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица). Компании, которые занимаются международной логистикой или перевозкой для собственных нужд, смогут работать без необходимости регистрироваться в реестре.
Для экспедиторов, в свою очередь, готовится отдельный реестр.
2. Как связаны реестр и система «ГосЛог»?
Реестр переводчиков будет работать в рамках системы «ГосЛог», которую планируют внедрять поэтапно до 2030 года. Помимо реестра, «ГосЛог» будет включать 12 сервисов для всех участников логистических процессов и платформу с данными о перевозчиках, транспортных средствах, маршрутах и документации. Также «ГосЛог» будет интегрироваться с похожими системами в Китае и Индии — это должно упростить международные перевозки.
По словам Полины Давыдовой, директора Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика», в первом полугодии 2025 года должны полноценно запустить 3 из 12 обещанных сервисов:
— «Единое окно» — сервис, куда участники рынка смогут загружать документы для ФТС, ФНС, Россельхознадзора и прочих ведомств. Сначала в тестовом формате он будет работать через Госуслуги.
— «Цифровой профиль участника платформы» — сервис, где заказчики смогут выбирать перевозчиков по заданным параметрам.
— «Прослеживаемость» — сервис, который обеспечит заказчикам контроль над перемещением груза.
3. Как будет функционировать реестр перевозчиков и когда его введут?
Перевозчики будут обязаны размещать в реестре информацию:
· обо всех грузовиках в автопарке массой более 3,5 тонн (регистрационный номер, марку, модель, номер полиса ОСАГО и договор лизинга или аренды, если машина не принадлежит компании);
· о грузах, которые перевозят;
· о территориях, на которых работают.
После регистрации в реестре перевозчик получит регистрационный номер. Информация о компании будет общедоступной, за исключением адреса ИП.
Точной даты запуска реестра нет — сейчас говорят о старте в начале 2026 года. Внедрять его, как и «ГосЛог», будут поэтапно. Возможно, более точные сроки станут известны после второго чтения законопроекта в Госдуме. Также есть вероятность, что к моменту принятия закона часть положений может значительно измениться.
Исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина считает, что введение такого строгого регулирования должно быть поэтапным. Очевидно, что необходим переходный период сроком не менее двух лет. Иначе это может привести к негативным последствиям.
4. Что изменится для перевозчиков?
Во-первых, компании, не зарегистрировавшиеся в реестре, не смогут осуществлять коммерческие перевозки. Работа без внесения в базу будет возможна только для собственных нужд компании и только при наличии подтверждающих документов.
Во-вторых, зарегистрироваться в реестре смогут не все перевозчики. Необходимо соответствовать критериям законодателя — компании должны поддерживать транспорт в исправном техническом состоянии и проводить медосмотры водителей. Также:
· компания не должна иметь долгов по налогам и сборам;
· у владельца и руководителя транспортной компании не должно быть действующих судимостей за экономические, экологические и трудовые преступления, а также судимостей за нарушения ПДД;
· в штате компании должен быть как минимум один специалист, ответственный за соблюдение правил безопасности дорожного движения.
Самозанятым планируют позволить осуществлять коммерческие перевозки только транспортными средствами массой от 2,5 до 3,5 тонн.
В-третьих, если перевозчик скроет сведения о каком-то транспортном средстве, его исключат из реестра. Это же касается случаев, когда водитель грузовика станет виновником смертельного ДТП.
Нарушителям грозят штрафы:
· для должностных лиц — от 50 до 100 тысяч рублей;
· для юридических лиц — от 200 до 400 тысяч рублей.
Также за нарушения компания может лишиться права на коммерческие перевозки на срок от 6 до 12 месяцев.
5. Для чего нужен реестр?
Главная цель проекта — возможность регулировать грузоперевозки на государственном уровне. Эксперты считают, что благодаря новым правилам грузоперевозчики станут более дисциплинированными.
Ольга Федоткина заявляет, что главная задача реестра — посчитать, сколько перевозчиков работают на рынке. Если будет известен точный объем российского автопарка и условия, на которых им владеют перевозчики, то рынок станет гораздо прозрачнее. Эксперты прогнозируют, что недобросовестные игроки покинут рынок, а управлять транспортным потоком станет удобнее.
В пояснительной записке авторы указывают на следующие преимущества реестра для рынка:
· Борьба с «серыми» схемами: По мнению авторов, около 60% грузоперевозок в РФ осуществляются «в серую» для снижения налоговых обязательств. Предполагается, что новый закон поможет избежать уклонений от налогов. По оценкам экспертов, это позволит собирать в бюджет дополнительные 450 миллиардов рублей в год.
· Снижение аварийности: Реестр поможет уменьшить количество ДТП с участием грузовиков. По мнению авторов, рост аварийности происходит из-за отмены обязательного лицензирования в 2008 году — теперь перевозчику достаточно уведомить власти о начале своей деятельности. Но по информации профильного комитета Госдумы, делают это только 20% собственников. Деятельность остальных транспортных компаний остается практически бесконтрольной. Реестр как раз позволит контролировать соблюдение требований к техническому состоянию транспортных средств, квалификации водителей и соблюдению правил дорожного движения.
· Обеление рынка: Крупные транспортные компании рассчитывают, что закон поможет устранить недобросовестную конкуренцию. По словам их представителей, большая часть небольших перевозчиков не платят налоги, благодаря чему сильно занижают стоимость своих услуг и создают невыгодные условия для крупных транспортников. Они считают, что реестр обяжет всех играть по общим правилам, а те, кто к этому не готовы — будут вынуждены уйти с рынка.
6. Возможности, которые реестр должен дать игрокам рынка:
· Электронный документооборот: Единая цифровая платформа упростит и ускорит документооборот, включая международный сектор. В планах — унифицировать оформление разрешений, путевых листов и других необходимых для перевозок документов. Еще авторы надеются сократить время таможенного оформления.
· Повышение безопасности: Использование электронных навигационных пломб позволит отслеживать перемещение грузов.
· Улучшение качества услуг: Наличие информации о перевозчиках в реестре позволит грузовладельцам выбирать надежных поставщиков.
7. Риски для перевозчиков
В отрасли законопроект вызвал бурные дискуссии. Некоторые компании видят в проекте новые возможности, другие — риски.
Многие участники рынка опасаются, что введение реестра повлечет за собой дополнительные административные и финансовые нагрузки. Обновление автопарка и изменение работы с документами может привести к снижению рентабельности малого бизнеса, уходу части игроков, росту тарифов на грузоперевозки и, как следствие, повышению стоимости продуктовой корзины.
Эксперт в транспортной области Елена Фанаева считает, что в законопроекте есть целый ряд спорных положений. Она отмечает, что единый реестр — закамуфлированное лицензирование, при том, что перевозки — нелицензируемый вид деятельности. По словам Елены, для обеления бизнеса уже найдено решение — система ГИС ЭПД, которая функционирует с 2022 года. Эксперт считает, что риск исключения есть у практически каждого грузоперевозчика и опасается, что если законопроект не доработают, грузы в итоге некому будет возить.
Транспортный юрист Сергей Богатов считает:
Чтобы всех устроил реестр грузоперевозчиков, нужно больше присмотреться к реалиям рынка перевозок. Особенно это касается правил исключения из реестра и прочих наказаний. Если у перевозчика была судимость — в идеале нужно уточнить, за что именно его судили, и принимать решение уже исходя из этого. Если в компании случилось смертельное ДТП — необходимо учитывать, что послужило его причиной: халатное отношение перевозчика к технике, безалаберность кого-то из участников движения или злое стечение обстоятельств. Если авторы законопроекта не будут ориентироваться на реалии рынка, то многие компании рискуют потерять право на грузоперевозки.
Тем не менее, пока сложно оценить все возможные последствия, так как в законопроекте остается много неясностей: кто будет проверять право конкретной машины на перевозку грузов? Кому откроют доступ к данным реестра и нужно ли будет за этой платить? Какая ответственность ждет грузоперевозчиков за нарушения или за предоставление ложной информации и в каком формате будут храниться и передаваться данные? Ответов на эти вопросы пока нет.
8. Что делать сейчас?
Тенденция последних лет говорит о том, что государство продолжит регулирование рынка и контроль за перевозками. Можно ждать новых вводных от регулятора. А можно начать готовиться к нововведениям и приводить свою компанию в соответствие с будущими требованиями: например, разобраться с бухгалтерией, налогами, страховыми взносами, нанять ключевых сотрудников в штат и подключить электронный документооборот.
Однозначно, успешное внедрение новой системы возможно, если в этом будет заинтересован и бизнес, и власти. Государству необходимо проработать конкретные правила работы реестра, обеспечить защиту данных. Также важно, чтобы авторы проекта не делали ставку на дискриминацию. Тогда у всех участников рынка действительно будут равные условия — в реальности, а не только на бумаге.
Эксперты считают, что для успешного внедрения единого реестра и других элементов «ГосЛог» необходим переходный период без штрафов за некорректную передачу данных. В это время компании смогут адаптироваться к новой системе.
Пока неизвестно, как на практике будут внедрять реестр. Так что следим за новостями и ждем подробностей.
Источник: